На самом деле его реализация, согласно преданию, произошла уже в пять лет, он уже совсем маленьким мальчиком осознал себя и свою миссию.
Когда Шри Шри Анандамурти был совсем маленьким, он часто неподвижно лежал на кровати. Однажды семья поехала в гости к дяде, у которого был большой манговый сад. Все дети бегали, сосали манго, играли в игры, а он один лежал и смотрел в потолок. Его сестра возмутилась:
— Что ты за такой лентяй, что ты тут делаешь?
Он ей ответил:
— Я пересматриваю историю Вселенной.
— Ну что за вздор, ты лежишь, а некоторые дети в твоем возрасте уже свое имя могут написать.
Тогда он встал и с характерной взрослой улыбкой спокойно написал свое имя на нескольких языках — хинди, английском, фарси, бенгальском. Сестра всерьез испугалась — что это такое, почему и как это он знает, но больше его не тревожила. Баба впоследствии смеялся, когда это вспоминал. Он говорил: «Я в то время планировал свою миссию». Более того, он показывал свои детские черновики.
Первого ученика гуру инициировал в семнадцать лет, будучи студентом колледжа. Но он вернулся в город Джамалпур, а это богом забытое место, в котором не было ни университетов, ни знаменитых монастырей. То, что он родился и начал учить здесь, — чудо. Он был из тех гуру, которые с самого рождения понимали, для чего живут, какая у них миссия, и уже несли в себе эти знания, которые были готовы отдать.
С 1955 года он начал открыто принимать учеников, но при этом оставался занятым человеком, добывал деньги для семьи, работая скромным бухгалтером. Но почти весь корпус будущего учения он дал тогда, в первые годы. У него было любимое место для прогулок с учениками — очень уединенное. По преданию, там некий англичанин и тигр столкнулись в схватке, оба были сильными и в итоге оба погибли от ран, и там находились их могилы. Баба ходил с последователями каждый вечер на прогулку, они беседовали о личной жизни учеников, учитель отвечал на их вопросы. Потом они приходили на могилу тигра, Баба давал философскую лекцию на тридцать минут, а ученики все это записывали при свете фонарика. Эти беседы сформировались в итоге в базовые философские труды, так, например, возникла книга «Прарамбика даршана» («Элементарная философия»). Так же были созданы «Идея и идеология», «Ананда сутрам», «Дживан веда». Ключевой корпус идей в изложении «для всех» был оформлен как раз с 1955 по 1960 год. Впоследствии возникли целые разделы философии, практической биопсихологии, социального учения, но из того корня, который возник на заре. И дальше учение подавалось в разной степени сложности, происходило его углубление и развитие. Например, ежедневные обращения к ученикам были скомпонованы в книге, которая называется «Ананда вачанамритам» («Блаженный нектар речи»), и она написана довольно просто и прозрачно. А выступления во время больших собраний учеников собраны в книге «Субхашита самграха» («Благословенное собрание») — она ядрено-философская, требуется большое напряжение, чтобы понять. Но и то и другое восхищает. Я много лет перевожу книги Бабы, и я все время в восхищении, все время нахожу в них что-то новое. Я меняюсь, мое мировоззрение меняется, и я нахожу в учении все более глубокие ответы. Философия Бабы очень логична. Мой ум скептичен, я придирчиво цепляюсь — вот этот тезис не доказан, но, неизменно возвращаясь, обнаруживаю, что он был доказан двумя страницами ранее, и я удивляюсь — как должен быть устроен разум, чтобы удерживать в голове все отсылки и переплетения его философии.