Не сотвори себе кумира
"Я пьян с головы до пят любовью к своему мастеру Шамсу из Тебриза. Люди называют меня идолопоклонником. И что я им отвечаю?

- Да, я - идолопоклонник.

Что эти мирские люди могут знать о моем идолопоклонстве?"

Суфийский мистик Джалаладдин Руми

В тантре гуру считается божественным Существом. Познавший высшее Сознание сам становится высшим Сознанием. Что произойдет с куклой, сделанной из соли, если она отправится измерить глубину океана? Кукла растворится и станет океаном. То же самое происходит с единичным сознанием мистика, который все свое внимание направляет на познание божественного и стремится измерить океан космического Сознания. Наступает момент, когда стирается грань между единичным и космическим Сознанием. Достигается цель человеческой жизни - единичное сознание сливается с космическим.
Только тот истинный гуру, у которого есть знания, как привести человека к реализации цели жизни.
Почему бы к Богу, высшему Сознанию, не обращаться напрямую? Если человек обращается к Богу напрямую, то на самом деле он обращается к своим моделям и концепциям Бога, которые вряд ли могут быть достоверными, потому что человек не достиг Бога, но создал некий идеализированный Его образ на основании материальных знаний и поверил в Него. В таком случае образ Бога выполняет роль идола, кумира.

Если задуматься, очень легко принять кого-то из древних мастеров за Бога, потому что мы знаем о них мало, и всё, чего мы о них не знаем, дорисовываем с помощью воображения. Это удовлетворяет наше эго. Мы поклоняемся образу, который сами создали. Так же происходит, когда мы влюбляемся: "трезвым" взглядом видим мало и многое придумываем. То есть, на самом деле мы любим не человека, а образ, который создали. Это называется "сотворить себе кумира".


Выражение "не сотвори себе кумира" отвергает любую идеализацию. В представлениях о Кришне, Шиве, Будде мало исторической правды и много идеализаций других людей. В таком случае очень сложно принять живого гуру, потому что многое не вписываются в образ того гуру, который мы себе придумали, читая легенды, литературу и пр.

Но образ гуру в материальном мире является наиболее близкой к нам точкой, которая отражает истину. Есть санскритская мантра:

Акхан́д́амандала́ка́рам́ вьяптам́ джена чара́чарам
Татпадам́ даршитам́ джена тасмай шри́ гураве намах
Агьянатимира́ндхасья гьянан̭джана шала́кая
Чакхурунми́литам́ джена тасмай шри́ гураве намах


Я приветствую вечного, чистого, непостижимого,
Не имеющего формы, незапятнанного,
всезнающего, полного блаженства
Брахму в форме Гуру.

Я приветствую высшего Гуру, который пронизывает всю движущуюся
и неподвижную сферическую вселенную.
Я приветствую высшего Гуру, который рассеивает тьму невежества и
открывает глаза знания бальзамом духовности.
Именно материальный образ гуру дает нам возможность познать Высшее. Гуру - это не личность или фотография, а безграничное космическое Сознание. Но благодаря материальному образу мы способны направить свой разум вглубь и прикоснуться к трансцендентному. По сути образ гуру является воротами в ту сферу, где нет образов. Поэтому личность гуру в духовной практике очень важна.

Не нужно создавать себе идолов, в них легко поверить. Ищите истинную реальность, будьте реалистами, а не идеалистами.