Основы концентрации

МЕДИТАЦИОННАЯ РОМАШКА
Известны два основных типа мышления.
ПЛАВАЮЩЕЕ МЫШЛЕНИЕ

Оно не имеет никакой цели, одна мысль цепляется за другую. Это могут быть бесплодные фантазии, тревоги, страхи. «Нужно купить хлеба – сходить в супермаркет – деньги кончились – надо снять в банкомате – банкомат не работает - надо пойти в банк». Мысли роятся хаотично, одна мысль сменяется другой.

По какой причине такое мышление нежелательно? Потому что мышление - это движение разума, а для движения требуется энергия, то есть движение поглощает энергию. Если мысль пришла, человек уже заплатил за нее каким-то количеством энергии. Так постепенно растрачивается вся психическая энергия, и человек чувствует себя истощенным, не способным на что-либо конструктивное. Если разум беспокойный, вы можете уставать, даже если не совершаете никакой физической работы, например, в выходной день.

Кроме того, мышление, которое никуда не направлено, может иметь вектор в сторону негатива. Если человек склонен к страхам и тревогам, эта склонность ума его постепенно «засасывает», и мышление превращается в негативную тучу, которая еще больше его истощает. Этот случай демонстрирует высказывание: «Праздный ум – это лаборатория дьявола».

МЕДИТАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ

В медитации вы также сталкиваетесь с блуждания ума, поскольку разум не привык останавливать свою работу за одну секунду. Однако принципиальное отличие от предыдущего вида мышления состоит в том, что во время медитации у вашего мышления есть центр. Центром выступает (вспомните базовый урок медитации) мантра «Баба нам кевалам»: «высшее Сознание – это всё, что существует».

Представьте, что центр мышления для вас – это центр цветка, возьмем, к примеру, ромашку. Вы сели медитировать, отключили разум от внешнего мира, успокоили дыхание и дошли до повторения мантры. Вы повторяете мантру: один раз произнесли, второй, третий… И вдруг замечаете, что уже думаете о другом, т.е. ваш разум ушел от центра концентрации (рисуем линию из центра нашей «ромашки»). Приходит мысль, что нужно вернуться к медитации (линия останавливается, это точка перелома, половина лепестка нарисована), и возвращаете разум к объекту медитации (рисуем линию к центру нашей «ромашки», завершаем рисунок лепестка). Вы продолжаете концентрироваться, повторяете мантру, но разум снова «убегает», вы вспоминаете о медитации, возвращаете его в центр, и образуется еще один лепесток.

Когда вы вспоминаете, что вам нужно медитировать, просыпается ваша осознанность. Чтобы вернуть разум к объекту медитации, вам нужно приложить волевое усилие. Прикладывая усилие, вы увеличиваете силу разума. Это похоже на то, как вы тренируете мышцы, делая несколько подтягиваний на турнике 2-3 раза в день. Ваша сила воли крепнет, если вы используете волевое усилие, чтобы сконцентрировать разум на том объекте, который в данный момент считаете важным, а не на том, о котором хочет думать ваш разум. Если вы тренируете свою волю на медитации, сила разума помогает вам и в повседневной жизни - практикующий становится все более целеустремленным.
ФОРМУЛА КОНЦЕНТРАЦИИ
1. Осознанность. Это значит: отдавать себе отчет в том, о чем я думаю прямо сейчас, в эту секунду. До того момента, пока вы осознаете, о чем думаете, вы можете управлять своим мышлением. Как только вы теряете осознанность, разум начинает мыслить сам по себе. Осознанность – это внимательность, которая тренируется в медитации и переходит в повседневную жизнь. Вы начинаете замечать то, чего не замечали раньше, и ваш мир становится гораздо богаче.

2. Воля. Это усилие к повторению мантры, возврату разума из блуждающего состояния в центр медитации. Без волевого усилия разум не удержать в точке концентрации во время медитации и не вернуть, если он отвлекся.

3. Намерение. По сути это ваша заинтересованность в качественной медитации. Необходимо создать намерение, что вы будете медитировать, повторять мантру, глубоко вникая в ее идею. Намерение порождает осознанность. Именно осознанность возвращает нас в точку концентрации. Чем сильнее намерение, тем быстрее осознанность вернет вас в точку концентрации. Намерение усиливается в практике медитации.

В начале практики лепестки ромашки получаются длинные, но после пары месяцев медитации периоды «блуждания» ума уменьшаются, и лепестки ромашки становятся короче. Вы быстро возвращаете разум к объекту медитации, сохраняя тем самым огромное количество энергии, т.к. она не тратится вхолостую. В человеке проявляется магнетизм, харизма, он излучает энергию благости, которая позитивно влияет на окружающий мир.

Даже если вы не достигли концентрации в медитации, но тренировали осознанность, волю и намерение, это однозначно прогресс. Положительные сдвиги и в практике медитации, и в повседневной жизни гарантированы: вы приобретете ясность ума, в жизни станет меньше хаоса, укрепится память и разовьется интуиция.

Нужно отметить, что интуиция находится в глубинных слоях разума, как и способность к осознанности. Погружаясь глубже в свой разум, вы включаете интуицию.


Медитация – это упражнение, которое делает вас лучше и сильнее.
Задание.

Уменьшайте лепестки «ромашки», стремитесь к тому, чтобы разум пребывал в центре, т.е. концентрируйтесь на объекте медитации, на мантре. Для этого нужно регулярно медитировать два раза в день.

Практикуйте «ромашку» не только в медитации, но и в повседневной жизни, концентрируйтесь на моменте «здесь и сейчас», не позволяйте разуму находиться в хаотичном движении, возвращайте его к восприятию настоящего момента.

~