Почему уходят с духовного пути


Давным-давно Садашива сказал: "Из миллионов живых существ лишь немногие получат возможность слушать беседы на духовную тему. Из этих немногих только некоторые поймут смысл этих бесед. Только часть из них начнут прилагать осознанные усилия двигаться по пути. И совсем мало останется тех, кто дойдет до конца".


Люди приходят, уходят, кто-то остается чуть-чуть, кто-то остается подольше, кто-то остается надолго, кто-то остается навсегда… Почему происходит так, что некоторые начинают двигаться по духовному пути, но в какой-то момент оставляют его? На самом деле все мы находимся в процессе эволюции, поэтому уйти с духовного пути нельзя. Занятия йогой или медитация не делают человека каким-то особенным или духовным. Практикующего отличает осознанное усилие возвысить свой разум.
Духовный путь подразумевает наличие духовной цели
Очень редко люди приходят в практику с действительно духовными целями. Чаще всего человек ставит какую-то материальную задачу: улучшить здоровье, наладить отношения, взять под контроль эмоции, испытать некие переживания или состояния, достичь успеха, жениться, выйти замуж за йога, вегетарианца и т.д. И что самое интересное - начиная духовный путь, он получает это. Человек достигает каких-то своих целей, поднимается на определенную высоту, но не может сохранить этот статус, и начинает падать с этой высоты до тех пор, пока не придет новое понимание, что цели должны быть другими. И тогда человек начинает подъем на новую высоту. Поэтому целеполагание изначально должно быть мудрым. Если человек с самого начала нацелен на реализацию только своих желаний, он не достигнет настоящих духовных целей, потому что он и не хотел не этого. Например, человек ищет успеха, но что-то его останавливает: лень, страх, скованность, недостаток интуиции, креативности, вялый, слабо развитый интеллект. Когда он начинает практиковать, все его качества расцветают, он чувствует, что обрел силу, достиг своей цели. И в этот момент он поступает, как спортсмен, который, добежав до финишной прямой, поднимает в знак победы руки и прекращает путь. Так часто происходит: люди приходят, получают то, что хотели, и уходят. Человек склонен к самообману, полагая, что в практику его привела высокая цель, но на самом деле он обманывает и себя, и других.
Тот, кто отрекается от духовного ради временного, теряет духовное и впоследствии теряет временное
У человека может быть два вида целей: трансцендентная, духовная цель – бесконечное высшее Сознание, состояние абсолютной свободы и мирская цель – ограниченная по своей природе. Ограниченной цели можно достичь быстро, и таких целей может быть много. Но с целью безграничной природы такое невозможно, она – единственная и является результатом всей эволюции человека. Если в какой-то момент он останавливается, прекращает духовные усилия, его разум сразу грубеет и начинается движение в обратную сторону. И тогда человек теряет не только свой эволюционный статус, но и все его атрибуты. Ведь все мы живем в материально-ориентированной среде, и если прекращаем делать духовные усилия, то увязаем в ней.
Найти прибежище в духовной цели
На духовном пути много препятствий: собственные искушения человека, внешние обстоятельства. Этот путь усеян и шипами, и розами: иногда встречаются шипы, иногда розы. На самом деле и то, и другое – препятствия. Бывает, люди начинают медитировать, и в их жизни наступает полоса удач: на работе повысили, начались новые отношения. Человек думает: "Этого я и хотел!". И оставляет духовный путь. Или наоборот, с работы уволили, случилось что-то неприятное. И человек думает: "Зачем мне эта медитация?". И бросает выполнять практики. На самом деле медитация не виновата, она лишь ускоряет те процессы, через которые так или иначе должен пройти человек. Светлые и темные полосы в жизни бывают у всех. Разница в том, что если у человека есть приверженность высшей цели, он идет спокойно, помня о том, что это всего лишь полоса, которая закончится, и нужно просто продолжать двигаться к высшей цели. Приверженность этой цели является ключевым фактором, для того, чтобы оставаться на духовном пути. Поэтому целеполагание изначально должно быть мудрым. Цель должна быть духовной и безграничной – высшее Сознание, Бог, можно называть как угодно. Если у человека есть хоть капля любви к Высшему, все будет хорошо.
Еще 2,5 тысячи лет назад Будда сказал о преданности:

Буддам шаранам гачами,

Дхармам шаранам гачами,

Сангхам шаранам гачами
Буддам шаранам гачамиЯ обретаю прибежище в Будде, в духовном учителе.

В широком смысле Будда – это не конкретная личность, а тот, кто достиг совершенства. Будда – это тот, кто "проснулся", духовный учитель.

Дхармам шаранам гачамиЯ обретаю прибежище в дхарме

Дхарма означает духовность, духовная идеология, которая состоит в понимании того, что хорошо, а что плохо, для чего человек живет. Духовный практик осознает, что главная цель – освобождение духа и служение всему сущему. Путь к освобождению – это непрерывное движение по пути эволюции, расширение разума, стремление, борьба, преодоление, непрерывное духовное усилие на пути к бесконечности. Это и есть садхана. Кроме того, мы движемся не только сами по себе, это и коллективное движение: насколько продвинется вперед вся планета, настолько же продвинется и каждый отдельный человек. Это и есть духовная идеология, бескомпромиссное и безоговорочное принятие которой означает принятие прибежища в дхарме.

Сангхам шаранам гачами Я принимаю прибежище в сангхе

В сангхе – означает в компании практикующих, духовных людей, которые тоже приняли решение двигаться по пути эволюции. Когда много духовных искателей высокого уровня собираются вместе и практикуют, происходят удивительные вещи – можно вдохновиться просто их созерцанием. Иногда простой телефонный разговор с духовным практиком высокого уровня может так вдохновить, что человек получит новый заряд сил и энергии. В трудные моменты компания духовных искателей - это действительно то, что спасает человека.
Культивировать и оберегать преданность
Иногда бывает, что человек вдруг теряет внутренний настрой: появляются другие приоритеты, какие-то цели материального характера, сильные желания. Он понимает, что это временно, но ничего не может с собой сделать и готов оставить духовные усилия ради того, чтобы выбрать временное. На самом деле в этом нет ничего страшного, и временных целей можно и нужно достигать. Всем нам необходимо приспосабливаться к окружающей действительности, а для этого тоже нужно всячески расти и развиваться на материальном уровне. Но бывают ситуации, когда человек готов отвергнуть духовное ради временного – такое бывает, и он тоже ничего не может с собой поделать. Поэтому важно не только культивировать преданность, но и защищать ее. Для этого существуют моральные принципы, правила поведения, нравственный кодекс джама и нияма (о принципах гармоничного поведения можно посмотреть на канале). Каждый раз, когда человек отклоняется от истины, – он нечестен, причиняет вред и боль другим – внутри него что-то умирает. И в итоге мы видим людей, которые "мертвы" внутри – они исчерпали это сокровище, растратили человечность, и остался один каркас, тело, в котором нет жизни. Отсюда и появляются цинизм, эгоизм, материализм. Чтобы этого не произошло, надо делать садхану и следовать нравственным принципам, осознанно вырабатывать приверженность высшей цели и пути, по которому идешь. Пока человек не достигнет своей цели, он не должен останавливаться, потому что он не будет удовлетворен никаким из ограниченных результатов. Преданность является величайшим сокровищем, которое живет в сердце каждого.


Когда человек приходит на путь духовности, он обретает стремление к бесконечности. Сама природа духовной практики такова, что она постепенно пробуждает тонкие слои разума. Всем своим существом человек начинает ощущать то, что находится за пределами, и приобретает этот опыт. Приоритеты меняются, и вместе со своими временными целями у человека появляется также бесконечная.