ПРАКТИКИ ОСВОБОЖДЕНИЯ
В этой статье рассказывается о тантрических практиках и медитации. Цель этих практик - одна, выполнить человеческое предназначение, но ее можно определить разными словами: достичь бесконечного счастья, познать себя, познать Бога, познать высшее Сознание, стать высшим Совершенством, получить освобождение и т.п. Эти практики называют уроками медитации. Их всего 6, и у каждого урока есть название на санскрите, но зачастую их просто называют по номерам: урок 1, …, урок 6.

Эта статья полезна для тех, кто стремится изучать науку тантру, и для уже практикующих. Возможно они по-новому осознают значение уроков, что будет способствовать увеличению эффективности практик.


Содержание:

1 Урок Ишвара Пранидхана
2 Урок Мадхувидия
3 Урок Таттва Дхарана
4 Урок Пранаяма
5 Урок Чакра Шодхана
6 Урок Дхьяна
1 урок
Ишвара Пранидхана

Первый урок называется Ишвара пранидхана (Ишвара - Тот, Кто контролирует Вселенную, пранидхана - обретение прибежища). Суть этой практики - обретение прибежища во Всевышнем, в высшем Сознании. Она указывает, где искать высшую Истину. Следующие санскритские шлоки раскрывают идею Ишвара пранидханы.

«Одно место паломничества, другое... Люди тамасичной природы скитаются от одного места паломничества к другому; они никогда не обретут освобождения, не найдя истинного места паломничества - в своей душе».

«Тот, кто пренебрегая Богом, или высшей Истиной внутри себя, идет искать ее во внешнем мире, во внешнем поклонении, ведет себя точно так же, как человек, у которого в руках рис, но он выбрасывает его и идет от одной двери к другой просить подаяние».
Идея в том, что нужно направить все свое внимание внутрь и искать эту высшую Истину внутри себя, обратиться к своему сокровенному "я-чувству
На санскрите оно называется гуха - экзистенциальное "я". То есть суть духовности находится в глубинах нашего "я". Необходимо погрузиться в это сокровенное "я", чтобы познать высшую Истину.

Первая тантрическая практика, первый урок - Ишвара пранидхана ведет практикующего к точке концентрации. Став этой точкой, искатель уже на пути к познанию Истины. С помощью грубого разума познать ее невозможно. Ишвара пранидхана - особый процесс, который утончает разум и перенаправляет его из внешнего мира во внутренний.

При выполнении практики Ишвара пранидханы используется мантра. Ее свойство - освобождать разум от невежества.

Для того чтобы мантра была эффективной, нужны три тантрических процесса:

1) мантра дипани или свет мантры

2) мантра гхат или удар мантры

3) мантра чайтанья или энергия мантры


Мантра дипани - свет мантры (дип - свет, факел). Это процесс, когда человек приносит факел в темную сферу своего разума и освещает его.

Чтобы утончить разум, необходимо освободить его от привязанности к грубым объектам. В одной из шлок говорится, что разум является причиной рабства и причиной освобождения. Если разум связан с внешними объектами, он грубый и находится в зависимости от них. Если разум не стремится к грубым объектам, он тонкий и движется к освобождению. К грубым объектам внешнего мира относятся наше тело и мысли. Освобождаясь от привязанности к грубым объектам, разум становится легким и светлым. Это просветление разума и объясняет понятие мантра дипани.


Мантра дипани еще называется шуддхи, что значит очищение. В технике первого урока выполняются три шуддхи:
1) бхута шуддхи (очищение разума от воздействия внешнего мира)
2) асана шуддхи (очищение разума от привязанности к телу)
3) читта шуддхи (читта - вещество разума, т.е. очищение читты)


Духовному искателю дается особая техника, которая объясняется во время процесса инициации учителем медитации. Но в общих чертах все выглядит следующим образом.

Первый процесс. Сидя в позе для медитации, нужно увести разум из внешнего мира. Это бхута шуддхи. Если задача выполнена тщательно, медитировать будет легче, так как не мешают никакие внешние раздражители.

Второй процесс (асана шуддхи): нужно привести разум в "святое место". В нашем теле действуют три вида энергии. Сила благости, или сила осознанности (саттвагуна), располагается между анахата чакрой и агья чакрой. Раджогуна, сила динамизма, обитает в области манипура чакры. Тамогуна занимает две нижние чакры - муладхару и свадхиштхану. "Святое место" - это область от анахата чакры до агья чакры. То есть разум должен быть сконцентрирован в этой области, причем в специфической точке, из которой можно контролировать сознательный, подсознательный и сверхсознательный разум. Такая точка есть у каждого. Ачарья указывает ее во время инициации. Выполняя медитацию, вы будете развивать в себе такие качества, которые быстрее всего помогут познать высшую реальность. В этой точке - самый эффективный вход к высшей Истине. С концентрацией на этой точке вы добьетесь самой эффективной медитации. "Святое место" - это внутренний храм тела.

Следующий (третий) процесс - читта шуддхи. Он очень тонкий. Завершение читта шуддхи приводит к остановке всех вритти, к вершине раджа-йоги (королевской йоги). После этого начинается раджадхираджа-йога, что означает «йога царя царей».
Раджа-йога определяет йогу как остановку всех вритти - склонностей разума. Раджадхираджа- йога объясняет йогу как соединение отдельной души и высшей Души. Она начинается с момента, где заканчивается раджа-йога. То есть, когда свойства разума остановлены, они должны быть направлены к высшей Цели.

Каким образом можно остановить вритти? В тот момент, когда наше внимание направляется к внутреннему сокровенному "я", мысли не могут существовать по той причине, что нет энергии, которая бы их поддерживала. Любая мысль поддержана энергией, идущей из экзистенциального ядра. И посредством этой энергии внимание, направленное на объект, материализует образы внутри нашей читты. Если это внимание направить внутрь, развернуть к своей познающей способности, к своему "я-чувству", все мысли исчезнут. И в этом суть читта шуддхи. После окончания читта шуддхи начинается повторение мантры.

Есть три типа повторения мантры: вачаника - повторение вслух; упаншу - звук слышен только произносящему, но не окружающим; манасика - мысленное повторение.

Если использовать четки и произносить мантру вачаника или упаншу, будет активен сознательный разум. В этом случае повторение останется поверхностным, потому что мантра дипани не состоялась, не произошло проникновения в сверхсознательное. Поэтому предпочтительнее всего манасика, то есть мантра повторяется исключительно внутри нашего разума, но не вслух.

Кроме того, мантра - это не просто звук, а живая энергия, которая передается от гуру, от духовного наставника. Такая мантра называется мантра чайтанья. Эта живая энергия очень нежная, и ее легко уничтожить. Если мантра произносится вслух, эта энергия ослабевает. Поэтому нужно быть очень осторожным и всегда повторять мантру мысленно (манасика). Мантра должна произноситься с уважением, с благоговением. Это святая чистая энергия.


Мантра гхат - это специфическая вибрация мантры, которая пронизывает все слои разума и очищает их. Мантра действует на божественную энергию, которая спит в основании позвоночника - кулакундалини. Кула - нижняя точка позвоночника, кундалини - духовная энергия, свернутая в три с половиной оборота по часовой стрелке, ее сравнивают со свернувшейся змеей. Кундалини также называют дживабхава - ментальный поток микрокосма. Дживабхава у всех людей разная. Благодаря праведной жизни, служению и выполнению духовных практик дживабхава пробуждается. Тогда ей достаточно небольшого толчка, чтобы подняться вверх. Людей с такими способностями называют духовными гениями. Вибрационное воздействие мантры внедряет благостную волну внутрь дживабхавы и поднимает ее.
У мантры очень сильный эффект. С одной стороны, она обладает звуком, который активизирует кундалини - духовное начало. С другой стороны, в ней заложена энергия, которая передается с мантрой в момент инициации, то есть приходит от гуру.

И третий аспект - это мантра чайтанья. У мантры есть смысл, который можно понять, только находясь в святом месте внутри своего разума, в чистом сокровенном "я-чувстве". Тогда приобретается мантра сиддхи, или безупречность в повторении мантры. Повторение мантры дает огромный прилив энергии. Осознание глубинного значения мантры должно происходить при помощи интуиции. Поэтому медитация считается интуитивной практикой, а не интеллектуальной. Мантра - это резонатор, который позволяет получить доступ к универсальной энергии, присутствующей во всем космосе. Но для достижения резонанса необходимо самому быть гармоничным человеком. А для этого надо соблюдать нравственные законы - принципы джамы и ниямы (принципы гармоничной жизни).

Мы постоянно делаем ошибки, потому что наши инстинкты, желания, эмоции толкают нас на совершение неправильных действий. Мы искренне хотели бы все делать хорошо, но не можем справиться с тенденциями разума. Выполнение асан помогает поддерживать внутреннюю гармонию. В нашей системе выбраны 40 асан, которые рекомендованы духовным искателям. Комплекс асан составляется ачарьей для конкретного человека с учетом психологической структуры и потребностей тела. Выполнение этих асан предполагает употребление в пищу саттвичных, благостных продуктов. В противном случае можно делать всего несколько простых базовых асан. Все эти факторы - нравственные принципы, асаны, саттвичное питание - способствуют хорошей медитации.
Можно быть уверенным, что эти практики при систематическом и искреннем выполнении приведут к прогрессу. Результатом станет постижение божественного внутри своего "я-чувства" - савикальпа самадхи. Это первая высокая реализация на духовном пути.
2 урок
Мадхувидья
Для того чтобы разум всегда соприкасался с духовной реальностью, избегая огрубления при взаимодействии с внешним миром, необходимо практиковать второй урок медитации - мадхувидью (медовое знание). Наша задача - видеть проявление божественного повсюду вокруг нас, осознавать, что все, что нас окружает - это проявление божественного. Мадхувидья подразумевает микромедитацию перед каждым действием. Например, выходя из дома, нужно принять идеацию, что все, что сейчас увидишь, услышишь и с чем соприкоснешься, - это не что иное, как абсолютная реальность. Мантру второго урока дает учитель медитации при личном контакте. Она называется гуру-мантра. Ее повторение освещает сознание, оно становится тонким и святым в этот момент. И в этой вспышке, с этой энергией совершается действие. Поэтому садхаке нужно вырабатывать привычку делать микромедитацию перед любым действием. Можно в квартире расставить знаки-напоминания об этом. Выполняя второй урок, разум постигает идею единства: есть одна высшая совершенная красота, одна высшая реальность. И потом он действует уже не как отдельный разум, а как инструмент высшей божественной реальности. Тогда вы сможете выполнить действие так, чтобы не переживать в будущем его последствия. Если человек искренне практикует второй урок медитации, самскары (ответные импульсы на предыдущие действия) создаваться не будут.

Во втором уроке медитации идеация - это главное. Кто достиг совершенства во втором уроке, тот стал сиддхой - совершенным человеком. Все его действия безупречны, потому что идут из абсолютного источника.

В Бхагавадгите объясняется процесс мадхувидьи. Действия, которые мы совершаем из корысти, сковывают нас, создаются самскары как реакции на такие действия. Некоторые считают, что нужно вообще отказаться от действий, уйти от мира и заниматься только духовной практикой. Учение Гиты говорит, что можно оставаться в мире, выполнять свои обязанности и при этом не создавать самскар. Такой подход к действиям называется карма-йога. Этот принцип заложен в практике мадхувидьи. Если действие совершается с чувством, что не вы являетесь его автором, а Всевышний, тогда это действие не сковывает, и человек свободен от результатов действия. Само действие является Богом, Абсолютом. Результат действия, тот, для кого оно совершается, тот, кто совершает действие, - тоже абсолютная Сущность. Когда происходит осознание, что действия совершаются Богом, а не самим человеком, самскара не создается. При выполнении действий надлежащим образом микрокосм и Макрокосм сливаются в одну Сущность. И это процесс мадхувидьи.

Состояние невежества говорит о том, что мы видим различия между объектами. В результате у нас возникают комплексы: неполноценности, страха, превосходства. Видеть единство есть истинное знание, и в этом состоянии нет страха, стыда, комплексов. Это состояние безупречной реализации - разум человека достиг агья чакры, вся энергия и внимание находятся там. Если вы "поднялись" с помощью своей садханы до агья чакры, вы будете чувствовать единство и станете духовно совершенными людьми.

Второй урок по сути - это высшая практика тантры. В одной из шлок говорится, что самая высокая практика - это осознание Бога. Поэтому наша задача в течение дня - как можно чаще принимать духовную идеацию, которая будет освещать путь, поддерживать осознанность. Необходимо войти в состояние единства и потом действовать. Чем глубже мы чувствуем и познаем свой внутренний духовный поток, тем больше возможностей выразить его во внешнем мире. Второй урок - это основа гениальности.
3 урок
Таттва Дхарана
Следующий урок - таттва дхарана (таттва - то, суть; дхарана - концентрация). Тело микрокосма состоит из пяти фундаментальных факторов, разума и сознания. Фундаментальные факторы контролируются пятью нижними чакрами. Агья чакра контролирует разум, сахасрара контролирует сознание.

Таттва дхарана - это практика воздействия на пять нижних чакр. Она выполняется в йогической позе вирасане, или позе героя. Практика дает огромное количество психической энергии. Энергия и особые мантры для каждой чакры укрепляют и гармонизируют эти чакры. Сама по себе эта практика не может дать освобождения, познания высшей Истины, потому что она воздействует на фундаментальные факторы. Высшая Истина - трансцендентна. Но такая практика может дать свободу от влияния этих факторов. Чем меньше что-либо влияет на физическое тело и сковывает его, тем выше можно "взлететь" в медитации. Когда мысленно касаешься контролирующих центров чакр, наступает спокойное и комфортное состояние - стхира сукхам, беспокойство внутри разума рассеивается.

Чакры подобны цветам лотоса: у них есть центр, а вокруг него находятся лепестки. Каждый из этих лепестков - наша конкретная эмоция. Например, в анахата чакре есть любовь, надежда, тщеславие, лицемерие, совесть, волевое усилие. Это разные наклонности нашего разума. Контроль чакры предполагает, что эти качества также берутся под контроль. Чакры обычно вялые и закрытые, но когда они становятся сильными, раскрываются как бутон цветка. Все лепестки расправляются, и это отражается на степени проявления личности. Человек становится харизматичным, потому что его эмоции находятся в идеальном сбалансированном состоянии. Очень много энергии уходит через эмоции. Они просто "съедают" нашу энергию, если контроль над ними отсутствует. Особенно это касается нижних центров. Если в какой-то момент эмоции нижних центров начинают бушевать, тратится много энергии. После этого также очень трудно медитировать, потому что вы занимаетесь "пережевыванием" низких мыслей. Контроль над чакрами дает возможность аккумулировать в себе психическую силу, она остается внутри. Накопив много психической силы, вы включаете айшварью - сверхсилу своего разума. Это соблазнительный момент для любого йогина, и его нужно суметь преодолеть. Если увлечься оккультными силами, главный приз - мукти и мокшу, освобождение и спасение - не получить никогда.

В позвоночнике существуют три канала - ида, пингала и сушумна, которые начинаются в муладхаре. Первые два канала поднимаются вверх волнообразно и заканчиваются в ноздрях: в правой - пингала - солнечный канал, в левой ноздре - ида - лунный канал. Когда мы перевариваем пищу, совершаем физическую работу, работает правый, солнечный канал. Он разогревает тело, дает физическую силу. Для занятий интеллектуальной деятельностью, медитацией, асанами идеально подходит левый канал, он охлаждает тело, дает концентрацию. Эти каналы - грубые и толстые. Центральный канал, сушумна нади, - очень тонкий и нежный. Он идет напрямую из муладхара чакры в сахасрару. В основании этого канала находится дживабхава, или кундалини. Если она поднимается хотя бы на полсантиметра вверх, духовный искатель чувствует божественное присутствие, блаженство. Чем выше поднимается кундалини, тем глубже ощущение блаженства и реализация Истины. Когда она доходит до сахасрары, происходит полная духовная реализация. Достигается осознание единства, отдельная сущность сливается с космической сливаются, они становятся одним целым. Теперь все то знание, которым обладает Высшее, доступно и для реализованного духовного искателя, который уже существует не как отдельная личность, а как сверхличность, высшее Существо. Но чтобы достичь сахасрары, кундалини необходимо пройти через все чакры. Каналы ида и пингала перекрещиваются в чакрах и образуется узел, который кундалини не может пройти. Для этого узел должен ослабнуть, что и происходит, если чакра находится под контролем. Чакры раскрываются либо за счет упорства в первом уроке медитации, либо через практику третьего урока, который усиливает чакры. Тогда узлы ослабевают и обеспечивается проход для кундалини.

Итак, эффекты третьего урока медитации таковы: 1) разум освобождается от влияния фундаментальных факторов, уменьшается привязанность к физическому миру, телу и мыслям, улучшается концентрация. 2) эмоции берутся под контроль. 3) узлы в чакрах ослабевают, и улучшается духовная практика.
4 урок
Пранаяма
Четвертый урок медитации - пранаяма (яма - контроль, прана - жизненная сила). У нас в теле есть много каналов, по которым движется прана (жизненная сила). Существует 10 видов так называемых жизненных ветров. Они формируют особый орган - пранендрию, которая пульсирует тем быстрее, чем беспокойнее наш разум. В состоянии остановки пранендрии разум становится спокойным. Поэтому для того, чтобы достичь самадхи, необходима остановка праны. Чем медленнее дыхание, тем глубже процесс познания. В практике пранаямы мы выполняем некоторые дыхательные упражнения с определенной идеацией. Это приводит к очищению всех каналов жизненной энергии, крепкому здоровью и усилению концентрации. Кроме того, пранаяма усиливает интеллект и улучшает память.

В практику пранаямы вводится духовная идеация, которая очищает прану - жизненную силу. Если во время практики пранаямы присутствовали негативные мысли, то прана, которая впитывается, будет грубой. Она потечет по всем каналам, загрязняя тело. Поэтому следующие несколько дней вас будет терзать та эмоция, которой был окрашен разум во время пранаямы. И наоборот, находясь во время практики на очень высокой волне, в глубокой идеации, впитывается прана высшего качества, которая будет двигаться по всем каналам и очищать тело. Поэтому практика пранаямы должна выполняться с очень большой осторожностью, и ни в коем случае нельзя давать ее неподготовленным людям. По степени тонкости процесса пранаяма такая же, как первый урок медитации, то есть перед ней желательно очень глубоко помедитировать. При выполнении пранаямы пранендрия приостанавливается, и происходит обострение восприятия. Когда пранендрия находится в паузе, можно уловить великие идеи, то, что недоступно в обычном состоянии. Пранаяма - это база для высоких уроков медитации, которая очищает, способствует развитию интеллекта, укрепляет память, концентрацию.
5 урок
Чакра Шодхана
Пятый урок медитации - чакра шодхана. Если третий урок был направлен на укрепление чакр, то в пятом уроке мы их очищаем. Так же как и тело, наша психическая и психо-духовная сферы находятся под влиянием гун: тамогуна - сила невежества, раджогуна - сила динамизма, саттвагуна - сила благости, осознанности.

Если в разуме помимо саттвы присутствуют раджас и тамас, значит есть загрязнение. Тамасичная энергия дает сонливость, ощущение усталости и тяжести. Раджасичная энергия делает нас беспокойными. Эти силы вызывают болезни и страдания на физическом и психическом уровнях.

Чакры являются терминалами, в них сходятся все нади (каналы тонкой энергии). От чакр жизненная сила распределяется по всей области тела. Когда благостные идеи внедряются в центры чакр, чакры освобождаются от влияния тамогуны и раджогуны, и чистая энергия распространяется по всей структуре, все тело начинает очищаться.

Результатом практики чакра шодханы является легкость, во время медитации возникает желание замереть в этом бесконечном прекрасном чувстве существования. Этот эффект возникает при искренней практике пятого урока. Очищаются разум и тело, которое приобретает приятный запах. Разуму трудно забыть тягостные жизненные ситуации, и он становится тяжелым. При выполнении пятого урока это состояние уходит, появляется легкость, и начинает доминировать сила благости. Также практика пятого урока укрепляет чакры и способствует усилению контроля над эмоциями.

Когда присутствует легкость и ты находишься под влиянием силы благости, можно "дотянуться" до самого высшего урока медитации. Шестой урок приносит чистую позитивную энергию. Но если разум и тело при этом находятся на очень низком энергетическом уровне, это ощущается как конфликт энергий. То есть тело, привыкшее находиться в гуне тамаса и раджаса, воспринимает духовную энергию болезненно, хочется немедленно прекратить этот высокий урок медитации под любым предлогом. Пятый урок подготавливает, убирает негативную энергию из разума и тела. В итоге состояние становится идеальным для практики шестого урока.
6 урок
Дхьяна
Шестой урок - дхьяна - это высший урок медитации, где используются мантра и янтра - и образ, и звук. Этот урок довольно труден. Цель шестого урока - образ, почти непостижимый для человеческого разума, он мгновенно исчезает, теряется при попытках ума «собрать» его. Этот урок требует идеальной стабильности разума и эмоций. Он дает огромное количество энергии, которая глубоко трансформирует вашу личность. Достаточно 10 секунд, чтобы в этом уроке уйти в самадхи. Но чтобы прийти к этому результату, нужно долго практиковать для достижения стабильности разума. При правильном выполнении шестой урок неизбежно приведет к самадхи, но выполнить его правильно очень трудно: вам нужно втиснуть весь Космос внутрь своего микрокосмоса. Это называется дхьяна - прямая форма медитации. Перед дхьяной необходимо тщательно выполнить предыдущие пять уроков. Если вы почувствовали прогресс в дхьяне и "прорвались", это не значит, что теперь всегда получится делать дхьяну надлежащим образом. Если все шесть уроков не практиковать искренне и усердно, то способность выполнять дхьяну исчезнет.

Поэтому духовная практика - это тонкий баланс всех внутренних энергий, сочетание идеальной настройки тела, чистоты разума, целеустремленности и божественной энергии, которая пропитывает все описанные уроки.