продолжение
Процветание и духовность
Куда должен быть направлен вектор человеческой жизни? К материальным или к духовным богатствам? Во что нужно вкладывать энергию? Сегодня продолжаем говорить о богатстве и сущности процветания.
1
Как способы заработка влияют на наше благосостояние?
Весь материальный мир находится под влиянием трех сил: тамогуны, раджогуны и саттвагуны. Работа, которая связана с причинением страданий другим людям, относится к гуне тамаса, энергии статичности. Эта энергия чрезвычайно деструктивна для использующего эту энергию. Тот, кто занимается бандитизмом, кто строит свой бизнес на игровых автоматах, казино, на питейных заведениях, то есть на всём, что разлагает человека, отбрасывает его назад в эволюции, тот, кто придумывает разные коррупционные схемы, зарабатывает деньги тамасичным путем. Зарабатывая деньги таким образом, человек не достоин этих денег, не достоин этого богатства, оно не для него. Это то же самое, что украсть у Вселенной. В этом случае человек утрачивает свои истинно важные богатства и, в конце концов, ещё и теряет деньги, поскольку материальное богатство недолговечно. Любые действия оцениваются законом кармы. В связи с этим йогам очень не рекомендуется участвовать в какой-либо деятельности, в которой задействована тамогуна.


Работа под воздействием раджогуны – силы страсти и амбиций – тоже не очень благоприятна для человека. Раджас – это активная энергия, которая направляется в основном на усиление личных эгоистических тенденций, на личную страсть к ложному самовозвеличиванию. Работая под влиянием этой гуны, можно сохранить свои капиталы, но счастья не будет. Например, если доктор стремится заработать деньги, а не вылечить больного, он работает под влиянием раджогуны.
«Деньги он заработает, а вот счастливым не станет, потому что счастье дает только саттвагуна»
Под ее влиянием человек, в первую очередь, стремится принести пользу людям. Таким образом, главным ориентиром в работе должно быть желание благополучия обществу, а зарабатывание денег – вторичным. Нужно понимать, что если вы заботитесь о Вселенной, она непременно позаботится о вас. К саттвагуне относятся любые продуктивные формы бизнеса. Всё, что приносит благо человечеству, всё что потенциально сохраняет энергию человека и дает ему возможность развиваться духовно, относится саттвичной деятельности. Казалось бы, парадокс: ты не ставишь такой задачи, но, на самом деле, получишь больше, чем хотел. Поэтому зарабатывать деньги собственным бизнесом, либо с помощью наёмного труда, нужно с использованием энергии саттвагуны. Все остальные варианты – очень невыгодная конвертация, поскольку человек транжирит, то есть практически напрасно расходует свои накопленные в эволюции богатства. Затем, поскольку он злоупотребил своей свободной волей, его отбрасывает на более низкий эволюционный уровень, на котором вообще нет прав на эволюционные преимущества.
2
Каковы уроки богатства и бедности?
Находясь в состоянии бедности, человек должен понимать, что он проходит важный урок, который может его чему-нибудь научить. Например, стать аскетичным и научиться апариграхе – не стяжательству, когда вы не злоупотребляете ресурсами ради получения удовольствий. Например, вы захотели купить дорогую машину. Принцип апариграхи советует удовлетвориться покупкой более дешёвой машины, а оставшуюся энергию и средства направить на садхану и служение.
«Также бедность может научить принципу сантоши – удовлетворенности, когда человек может чувствовать себя счастливым при отсутствии денег. Проходя через эти фазы бедности и богатства, человек приобретает такие качества, благодаря которым пришедшее впоследствии богатство не сможет его испортить.»
Следующий принцип для достижения процветания – тапах (жертвование). Практикуя тапах, вы способствуете очищению разума и формированию правильного менталитета. Например, вы обнаруживаете у себя такое качество как жадность. Его можно победить щедростью: жертвуйте хотя бы небольшие суммы. Но когда вы, жертвуя, преодолеваете себя, поступаетесь своими интересами в пользу ближнего, вы делаете именно тапах. Тапах - это акт духовного героизма. Важно знать, что жертвовать нужно очень разумно. Когда вы жертвуете что-то человеку или группе людей, вы вступаете с ними в кармические взаимоотношения. Например, если человек, которому вы пожертвовали, использовал эти деньги на свое развитие или на служение другим людям, ваше сознание возвысится. И наоборот, если этот человек купил себе алкоголь и под его влиянием побил кого-нибудь, его карму вы поделите вместе с ним. Кармическая ответственность за его акт безобразия – также ваша ответственность. Поэтому деньги нужно жертвовать тем людям, которые следуют нравственным принципам – джаме и нияме. Вам нужно будет удостовериться, что деньги использованы во благо. В остальных случаях нужно жертвовать на то, чем нельзя злоупотребить. Например, давать людям еду. То есть нужно понимать, что своим пожертвованием вы не навредите. Не навредите человеку, не навредите обществу и т. д. Помощь в сфере духовного просвещения – это вообще предел мечтаний. Если вы вдохновили хотя бы одного человека делать духовные практики – это равносильно тектоническому сдвигу в объективной реальности. Поэтому очень важно поддерживать духовных людей в их духовных устремлениях и их служении.
И последний урок бедности и богатства – Ишвара пранидхана. Это понятие подразумевает способность быть счастливым духовно, даже если материальная сфера оставляет желать лучшего. Ишвара пранидхана – принцип познания высшей Истины, который позволяет стать счастливым, позволяет иметь в жизни духовную цель и обрести прибежище в ней, то есть перестать зависеть от материальных вещей. Тогда в любой ситуации, где бы вы ни оказались, вы будете чувствовать себя счастливыми. Идеальная реализация принципа Ишвара пранидханы – это медитация.

Вооружившись всем вышесказанным, вы непременно достигнете перманентного процветания. Вы сможете прожить так, что из маленького семечка станете огромным деревом, а затем - бесконечностью. Либо вы можете заниматься прожиганием жизни и впустую растрачивать все то, что было дано с рождения, в конечном итоге оставшись абсолютно ни с чем. Часто так и происходит.
«Для духовного человека эта тема тоже очень важна, потому что у него пока не закрыта материальная сфера.»
Человек отвлекается, тратит на материальный мир много энергии и внимания, что не даст ему спокойно жить и заниматься тем, чем положено заниматься. Поэтому установление гармонии на всех уровнях, на материальном уровне в том числе, – это очень важная задача для духовного искателя.

Духовный искатель живёт не только для своего просветления, у него также есть обязанности в этом мире: обязанности по отношению к себе и к обществу. И для того, чтобы иметь больше возможностей служить, выполнять обязанности по отношению к широкому кругу людей, необходимо обладать большим количеством ресурсов. Вы движетесь к расширению. И, двигаясь к расширению, вы способны заботиться о всё большем количестве людей.
3
Вектор человеческой жизни
Некоторые люди считают, что нужно конвертировать свои духовные богатства в материальные. И существует целое направление некоей денежной эзотерики. Люди пытаются использовать при этом свои психические силы. Использование своей способности к хорошей медитации для достижения грубых целей в сущности является черной магией. При этом, если у вас в духовной сфере в результате прошлого опыта накоплен некоторый духовный потенциал, вы можете этот духовный потенциал сконвертировать в физический потенциал. Если у вас ничего этого нет, вас будут воспринимать как чудака, который говорит странные вещи о законе притяжения и о другом подобном. Вы будете сидеть часами, визуализируя свой "Феррари", но почему-то "Феррари" так и не появится. А вам просто нечего конвертировать, у вас нет духовной энергии. Кроме того, те ее крохи, которые вы накопили, этот процесс полностью вычерпает из самого главного источника, что в результате приведет к полному разрушению во всех сферах.
«Рациональный, мудрый человек наоборот будет вкладываться в причину процветания, кормить и удобрять сам корень (причину), а не ветви (следствие). А причина процветания – благополучие в духовной сфере.»
Благополучие в психической сфере является вторичным. Важно также понимать, что отношение человека к жизни и вектор его развития зависит от менталитета. Например, одного человека можно закинуть куда-нибудь в Африку, без денег и средств к существованию, но уже через год всё у него в жизни будет налажено. А другой живет с кучей возможностей перед носом, не видит их и не способен их использовать. Это происходит из-за того, что менталитет искажен и человек не в состоянии находиться в процветании. Мудрый человек конвертирует свою физическую энергию в психическую, а психическую – в духовную. Это и есть процесс духовной практики.

Деньги хороши только тогда, когда они приносят счастье. А счастье они приносят только в случае, если способны дать развитие в психической и духовной сферах. На этой основе происходит расстановка приоритетов, куда тратить деньги. Не откладывать хоть какой-то процент означает не вкладываться в свое будущее, оставаться на одном уровне. Вкладывать в своё будущее – это вкладывать в своё психическое и духовное развитие. Это очень важно. Некоторые люди думают, что можно пренебречь духовным развитием. Но ирония в том, что духовная область ключевая, от нее зависит всё. Пренебрегать этой областью очень не мудро. Такой человек будет оставаться на одном уровне, потому что нет предпосылок для выхода на новый уровень. При этом важно, что хотя бы минимальную сумму от своего дохода (наш Мастер называл 2%), независимо от ситуации, человек отдавал как бескорыстное пожертвование, что позволит ему правильно позиционировать себя относительно Вселенной.
Смысл существования в этой Вселенной состоит в том, чтобы делать садхану и служить другим существам. Какие есть средства для духовного развития? Чтение духовной литературы, посещение ретритов, путешествия к местам, которые вдохновляют.

Делать пожертвования и помогать другим людям необходимо при любых условиях, даже если у вас практически ничего нет. Это правильная привычка, правильное позиционирование. Очень важно - не пренебрегать духовной сферой и никогда ни жалеть на денег на развитие в ней. Когда наши базовые материальные потребности закрыты, основные ресурсы должны быть направлены на садхану, духовное возвышение и на служение людям.
«Таким образом, причиной бедности является неправильная расстановка приоритетов, ориентация на транжирство вместо накопления.»
Люди с психологией бедности при получении какой-либо суммы денег начинают воплощать свои нереализованные желания, вкладывая деньги в тупиковые ветви, то есть в то, что не будет способствовать их развитию. Поэтому деньги будут просто потрачены и не вернутся. Люди с психологией богатых прежде всего думают, как лучше вложить деньги. Они вложат их в свое образование или в свое духовное развитие и т.п., ориентируясь не на то, чтобы просто их потратить, а на то, что увеличит истинное богатство.

Существует ошибочный подход к деньгам, как к чему то грязному и недостойному («не в деньгах счастье»). Человеку нужны деньги для материального благополучия, но присутствует какой-то комплекс, который не позволяет ему признать эту потребность как необходимость. В этом подходе есть доля истины: деньги действительно могут быть грязными. Грязными называются деньги, которые были заработаны на страданиях живых существ, либо какими-либо другими нечестными способами.

Преодолеть комплекс «мне не нужны деньги» и комплекс «деньги – это что-то грязное» можно за счет правильной расстановки приоритетов. Эти комплексы уходят, когда есть понимание, что деньги в основном необходимы для собственного развития и помощи другим. К ментальным блокировкам богатства также относятся зависть и излишества.

Когда в результате духовных практик человек попадает в поток гармонии, он действует правильно, и Вселенная начинает правильно кормить его, правильно обеспечивать, дает больше возможностей служить другим. Но если человек занимает эгоистичную позицию, Вселенная вынуждена отнимать у него ресурсы, ограничивать его. Таким образом, если человек будет жить ради всеобщего блага, Вселенная всегда его поддержит.
Читайте также:
Что такое богатство и какова сущность процветания? Как жить так, чтобы из маленького «зерна» вырасти до бесконечности? Для духовного человека эта тема очень важна, потому что духовный искатель живет не только для своего просветления, а еще для того, чтобы служить как можно большему количеству людей. В связи с этим, духовному человеку необходимо обладать множеством ресурсов. Также очень важно правильно понимать концепцию богатства.
Быть счастливым - главная потребность человека. Существует четыре уровня счастья: физическое, психофизическое, психодуховное и духовное. Когда все они реализованы, человек становится личностью, которая может служить примером другим.