Роль страдания в духовной жизни
Нужны или не нужны страдания, хорошо это или плохо, полезно или вредно. Мы идем к счастью, а «двигателем» на пути является страдание. Это немного странно, поэтому нужно очень хорошо понимать нюансы этого вопроса.
Этапы зрелости человека
Пашу — животное состояние, когда человек выглядит, как человек, но эмоционально и психологически он ближе к животному. Если понаблюдать, то у животных вы тоже увидите эмоции, чувства, переживания и мысли. Но в человеке есть жажда бесконечности, и именно это качество отличает его от животного. Однако не в каждом проснулась жажда бесконечности. И тех, у кого она еще спит, определяют термином пашу. Это начальная фаза зрелости. Такие люди идут путем пашвачары, находятся на первом этапе личностной зрелости.
Далее человек переходит в состояние вира. Вира — это человек, проснувшийся и осознавший, что у него есть не только физические, эмоциональные потребности, но также интуитивная духовная потребность в бесконечной любви, в высшей мудрости.

Когда человек это осознал, он понимает, что назад в пашвачару ему не нужно. Много ли смысла в том, что ты только ешь, спишь, размножаешься? Но перейти на третий этап, дивьячару, этап божественного существа, который наслаждается божественной жизнью, он ещё не готов.

«Вира» значит «герой». Почему герой? У животного нет психической борьбы, оно не геройствует, оно повинуется инстинктам. А у человека на этапе вира возникает внутренний конфликт. Как поступить: легко или правильно? И борьба за то, чтобы поступить правильно, квалифицирует человека, как героя (вира). И тот, кто достиг стабильности в психологии героя, в итоге становится дэватой, или божественным существом.
На этих трех этапах страдание играет разные роли. На третьем этапе значимость страдания пропадает, тогда как на первом этапе страдание играет очень важную роль
Что себе человека со слабо развитой ментальностью. И если такой человек находится в комфортных обстоятельствах, он ни к чему не будет стремиться, не будет развиваться. Он искренне не понимает тех людей, кто находится на этапе вирачары и жаждет большего. На этапе пашвачары человек развивается исключительно под давлением обстоятельств. То есть, когда такое давление присутствует, он двигается, но если давление исчезает, он перестает развиваться.

Из пашу множества людей очень маленький процент становится на путь духовного развития, потому что у них проявилась внутреннее жажда. В большинстве своем такие люди уже с самого детства являются вира, героями, испытывают влечение к духовности и естественным образом приходят на духовный путь. Но основная масса людей приходят на духовный путь именно под давлением обстоятельств: здоровье испортилось — врач посоветовал заниматься йогой, отношения испортились — психолог посоветовал заниматься йогой, не могу сосредоточиться — профессор посоветовал заниматься йогой, и так далее.
Зачем нужен дискомфорт?
Когда появляется какая-то проблема или боль, и человек стремится эту боль убрать, это называется давлением обстоятельств. Или перед человеком висит условная морковка: будешь делать так-то, получишь такой-то результат. Это тоже давление обстоятельств. То есть на первом этапе духовного развития страдание необходимо для развития, которое происходит только под влиянием жизненных обстоятельств.

Вы уже знаете, что есть сила невежества — тамогуна. Это сила статичности, которая возникает там, где нет движения: замер, уснул и пребываешь в этом комфортном болотистом оцепенении. Есть сила динамизма — раджогуна, сила изменения. Ты куда-то движешься, что-то делаешь, и с этим движением открываются новые горизонты. Например, на растение, когда оно находится в форме семечка, действует тамогуна. Когда его начинают поливать, под влиянием силы динамизма происходит рост. И растение, наконец, расцветает. В тот момент, когда оно цветет и проявляется его красота, растение находится под влиянием саттвагуны, или силы благости. Так же и человек движется, когда в его жизни проявляется динамизм, а затем в нем расцветает высшая красота, вырастает духовная потребность и он стремится к высшей мудрости, к высшей любви, к универсальному счастью.
Есть понятия комфорта и дискомфорта. Комфорт — это когда мои желания удовлетворяются, дискомфорт — когда я хочу чего-то и не получаю, либо не хочу чего-то и получаю. Состояние дискомфорта является основным движущим фактором на этапе пашвачары. Не будет дискомфорта — не будет движения вперед.

Представьте человек вира, то есть находится на втором этапе личностного роста, он идет сам, но временами темп замедляется, и жизнь успевает его догнать и подтолкнуть. Потом он опять летит вперед довольный, а через время снова замедляется. В вирачаре человек делает шаги сам, бежит, и его еще и жизнь стимулирует.

На третьем этапе, в дивьячаре, человек развивается так быстро, что жизнь просто не успевает его подталкивать, то есть уже не требуется никакого давления обстоятельств.
Темная и светлая стороны
Немного добавим про вирачару. Есть такое понятие среди практикующих йогу — клеш (в англ. clash — «столкновение», в санскрите klesha — «бедствие, невзгоды»).

Что значит клеш? Существует три фактора эволюции. Первый фактор развития — это физический конфликт, борьба за выживание, человеку приходится развиваться, для того, чтобы жить. Второй фактор, более тонкий, — конфликт на внутреннем, психическом, уровне. В уме сталкиваются идеи: "правильно" против «хорошо», «кратковременное счастье сейчас» против «долговременное счастье через время», «привычное» против «правильное и нужное». И на этой стадии человек очень хорошо осознает, какие действия оставляют благоприятный след в его разуме, а какие — неблагоприятный. В «Звездных войнах» есть такой диалог, в котором Мастер Йода наставляет Люка Скайуокера:
Люк: Темная сторона силы мощнее?
Йода: Нет, не мощнее, но проще и привлекательнее.
И нужно выбрать, на какой стороне силы ты стоишь: на темной или на светлой. Этот выбор, как поступить, и называется клеш, конфликт.

Самый лучший способ создать психический клеш, конфликт в разуме — это повторять мантру.
Когда повторяешь, проговариваешь мантру, в которой заложена высокая идея, сама вибрация мантры, ее идеация конфликтует с твоим низким состоянием. Вибрация мантры и твое состояние сонастраиваются, и в итоге мантра тебя вытягивает, поднимает.

В обычном понимании слово «конфликт»воспринимается негативно, но в данном контексте его значение очень позитивно. Здесь конфликтуют позитивность с негативностью. Если я выбираю позитив, негатив ослабевает и отступает. Но если я ничего не делаю по поводу своей негативности, она никуда не денется. Поэтому встречаясь со страданиями на духовном пути, всегда помните, что они очень важны для духовного роста.
Читайте также:
Сегодня абстрактная тема: что такое сознание. Постичь практически ответ на этот вопрос — цель йоги. Объяснить сознание с точки зрения науки — очень большая проблема. Что обладает сознанием, а что не обладает? Сознание — это память или опыт? У компьютера тоже есть память, но есть ли у него сознание? У йоги есть инструмент, позволяющий дать ответ на эти вопросы, потому что метод исследования в йоге отличается от научного.
Если ты находишься рядом с духовно ориентированным человеком, ты находишься в сатсанге. «Сатсанга» — означает «хорошая компания», и это очень мощная практика, которая дает в начале духовного пути сильный толчок в развитии.