Что такое сознание?
Сегодня абстрактная тема: что такое сознание. Постичь практически ответ на этот вопрос — цель йоги. Объяснить сознание с точки зрения науки — очень большая проблема. Что обладает сознанием, а что не обладает? Сознание — это память или опыт? У компьютера тоже есть память, но есть ли у него сознание? У йоги есть инструмент, позволяющий дать ответ на эти вопросы, потому что метод исследования в йоге отличается от научного
. В материальной науке мы всегда исследуем то, что находится вне нас. А йоговский метод исследования подразумевает, что мы стараемся постичь наблюдателя. И в этом процессе приходит понимание, что внешний мир и наблюдатель неразрывно связаны, что внешний мир так или иначе строится согласно внутреннему миру наблюдателя, это его проекция. У вас создается личный внешний мир.

Но вопрос относительно объективного мира остается открытым. Откуда берется объективный мир?
Исследование Сознания — очень увлекательная вещь. Потому что мы знаем все, что угодно, мы знаем все, что было создано из этого Сознания, но мы не знаем самого Сознания, не знаем Творца всего, что существует
Внутренняя лаборатория
Большая философия говорит, что объективный мир — это мыслепроекция космического Разума. Из космического Сознания образуется материально-объективная Вселенная, которая сама по себе является ничем иным, как измененной формой Сознания. Мы все существуем внутри одного Сознания. Мы — неотъемлемая часть этого Сознания.

Исследование Сознания — очень увлекательная вещь. Потому что мы знаем все, что угодно, мы знаем все, что было создано из этого Сознания, но мы не знаем самого Сознания, не знаем Творца всего, что существует.

Йога идет путем постепенного абстрагирования. И практика медитации — это наука, исследование, которое происходит в твоей внутренней лаборатории. Ты отрешаешься от внешнего мира, затем — от своего тела, от своих мыслей. Потому что мысль — это проекция.

Например, сейчас я представляю внутри своего разума слона. Я могу сделать его поменьше или побольше. Что это за слон, где он находится? Откуда он взялся? Его создал мой разум.

Психологи разделяют людей на интровертов и экстравертов. Экстраверт, с точки зрения психологии, человек, больше проявленный во внешний мир. Интроверт — это тот, кто больше находится в своем внутреннем мире. Но с точки зрения медитации и тот, и другой будут экстравертами. Один экстравертирован во внешний мир: он что-то познает и взаимодействует с объектами внешнего мира; другой экстравертирован в свой, так называемый, внутренний мир. Но внутренний мир — это его проекция. Метафора проектора и проекции сюда подходит очень удачно. В проекторе из маленького источника появляется большое изображение на стене. Подобно этому из твоего «я», искры жизни, внутри, в пространстве разума, возникает проекция, и ты видишь различные мысли.
Почему важно исследовать Сознание
Исследовать Сознание важно, потому что это изначальный материал, и из него можно сделать все, что угодно.

Вот история на эту тему от Дады Садананды:
20 лет назад я ездил в Индию, и у меня был список дел: попробовать все индийские сладости, закупить товары, которые по возвращении надо продать и вернуть деньги, потраченные на билеты, нужно увидеть разные места, познакомиться с крутыми учителями медитации… И последним пунктом было прописано: получить опыт самадхи.

Месяц я был в Индии, все пункты выполнил, но последний пункт не давался. Один учитель медитации, очень серьезный практик, посоветовал мне следующее: «Делай третий урок медитации полчаса и шестой урок медитации час каждый раз, когда садишься медитировать. И будет тебе счастье, ты получишь, что хочешь».

Я последовал его совету. Я долго-долго медитировал, и потом что-то со мной случилось. Люди называют это разными словами. Было очень особенно и очень хорошо. Это нельзя объяснить, можно пытаться описать, но описания будет недостаточно. На самом деле, ты не знаешь, что это такое, воспринимаешь только внешние симптомы: ты видишь бесконечный свет, чувствуешь большую любовь, блаженство и т.д.

Когда я вернулся домой, мне сказали: «О, ты изменился, что-то с тобой случилось».

Это был опыт с Сознанием, опыт приближения к более чистой форме Сознания.
Сознание — это то, что не имеет формы.

Есть такая песня:
ТУМИ РУПА́ТИТО ОПОРУПО ЧХОНДО
ШОБА́Р ТУМИ А́НОНДО


Ты, не имеющий формы, несравненный ритм.
Ты — блаженство всех.
Здесь говорится, что сознание нельзя описать, но оно есть.
Исследовать Сознание важно, потому что это изначальный материал, и из него можно сделать все, что угодно
Вот еще одно интересное наблюдение на эту тему от Дады Садананды:
Я часто выступаю перед публикой. Иногда это сложно, а иногда легко. И знаете, когда мне легко? Когда внутри есть ощущение: я знаю, что я сейчас что-то скажу, но не знаю, что именно я буду говорить. То есть я ощущаю присутствие этой бесформенной субстанции. Я знаю, что сейчас начну говорить, и то, что не имеет формы, обретет какую-то форму. И оно обретет форму согласно обстоятельствам времени, места и личности, то есть наиболее уместную форму для данного момента.
То же самое происходит, например, с поэтами и музыкантами. Музыкант чувствует мелодию внутри себя, но это еще не мелодия, это ТУМИ РУПА́ТИТО ОПОРУПО ЧХОНДО — не имеющий формы несравненный ритм. Это и есть Сознание. Сознание — духовная вещь, оно за пределами разума, ты не можешь его описать, не можешь объяснить, не можешь подчинить себе. Ты сам должен подчиниться ему. Если твой разум пытается загнать Сознание в какую-то форму, в клетку, не позволяет ему свободно течь и проявляться, оно просто ускользает. И твой свет гаснет, остается пустота. Форма есть, а содержания нет. И для того, чтобы «поймать» Сознание, нужно прийти к нему и сказать: «Я согласен, я послушен. Я усмирил свой разум, он подчинился». И тогда Сознание может проявиться.

Но дисциплины разума мало. Ирония в том, что обычно ты гонишься за чем-то внешним и не можешь уловить внутреннее.

Поиски Сознания означают, что ты будешь отбрасывать все внешние проявления и идти внутрь себя, спрашивать: «Кто же я такой? Что есть это «я»? А что стоит за этим «я»? Какова природа этого «я»? Какова субстанция этого «я»?

Разум, который направлен внутрь, становится интровертным. Он тянется к своему источнику: что есть «я», что есть моя первопричина, где это «я», что есть это настоящее «я». В процессе этих исследований разум начинает пропитываться всё более чистыми формами Сознания.
Поиски Сознания означают, что ты будешь отбрасывать все внешние проявления и идти внутрь себя, спрашивать: «Кто же я такой? Что есть это «я»? А что стоит за этим «я»? Какова природа этого «я»? Какова субстанция этого «я»?
Индийский философ Прабхат Ранджан Саркар однажды сказал:
Я не говорю, что я знаю высшее Сознание, я не говорю, что я не знаю Высшее сознание, потому что высшее Сознание находится за пределами моего знания и незнания
Высшее сознание — это что-то неуловимое, это самое тонкое из всего тонкого, самое увлекательное, самое удивительное, самое новое и божественное.
Читайте также:
Люди по своей природе стремятся помогать друг другу. Но при этом зачастую ожидают чего-то взамен. Как в сказке: ты помог белочке — белочка в долгу не останется и поможет тебе.

Но посмотрите, герой сказки Иван-дурак на самом деле ничего не ожидает взамен. Он потому и дурак, что делает не для себя и по-другому не может. Это и есть служение — действие, которое выполняют бескорыстно, исключительно из любви. А вознаграждение — сама любовь.
Великая мудрость — махавакья вивека — говорит о важности понимания и различения трех путей йоги, которые нас приближают к высшей цели.