15 правил поведения для духовных отношений
15 правил поведения — это правила, которые позволяют установить гармоничные и духовные отношения со своей семьей, друзьями, коллегами и другими людьми.
Духовными являются отношения, которые трансформируя участников, проявляют в них лучшие стороны. Если вы хотите подружиться с кем-то или создать семью, вы должны оценить последствия: «Смогу ли я рядом с этим человеком духовно расти? Сможет ли этот человек рядом со мной духовно расти?» Если на оба вопроса ответ «нет», то в результате таких отношений люди будут деградировать, и такие отношения считаются нежелательными, то есть в них вступать не рекомендуется. Поэтому нужно изменить свое поведение, чтобы эти отношения сначала стали духовными, а затем гармоничными. Отношения должны давать радость и вдохновение в жизни. Если следовать 15 правилам поведения, вы сможете достичь гармоничных отношений с этим миром.
Прощение

В любой ситуации, когда вам причиняют боль, необходимо научиться прощать. Есть прощение внутреннее, а есть внешнее. Нужно научиться как можно быстрее прощать людей внутренне, лучше всего прямо сразу. Это важно, во-первых, для вас самих, потому что обиды разлагают человека изнутри, омрачают его жизнь, отягощают разум. Он теряет легкость, сладость бытия и перестает быть красивым. А во-вторых, ради другого человека. Если вы настроены враждебно, человек бессознательно считывают эту враждебность, и начинается межличностный конфликт: два эго начинают борьбу друг с другом. В этом противостоянии невозможно ни самому измениться в лучшую сторону, ни дать возможность другому идти в позитивном направлении. Даже если вы победите обидчика, подчините и начнете доминировать над ним, никакой положительной трансформации не произойдет. На востоке говорят: «Любящий — это скульптор своего возлюбленного».
Во всех взаимоотношениях нам нужно способствовать трансформации другого человека в лучшую сторону
Такие изменения возможны только когда нет враждебности, и вы настроены к человеку благожелательно. Если в вас есть благонамеренность, выражающаяся словами «неважно, какой это человек, я хочу, чтобы он был счастлив», тогда вы держите в руках мощное орудие трансформации. Нужно стремиться убрать враждебность изнутри — в этом основная суть внутреннего прощения.

Но есть второй аспект прощения, внешний, или социальный. Если в отношениях задействованы три или более человек, внешне вы простить не можете, пока этот человек не исправится и не прекратит творить зло. Если он причиняет зло, и вы немедленно ему все прощаете, вы, на самом деле, поощряете зло. Есть фраза в одном из фильмов: «Все, что нужно для того, чтобы зло восторжествовало, это чтобы хорошие люди ничего не делали». Зло в отношениях восторжествует, если с ним не бороться, поэтому необходимо противодействовать деструктивному поведению.

Таким образом, если речь идет только о вас и ваших внутренних чувствах, нужно немедленно простить. Но в социальном аспекте прощения у вас есть долг по отношению к обидчику: вести его по пути праведности, помогать преодолеть свои деструктивные тенденции, чтобы он не причинял вред другим и делал добро. В правовой системе любой страны главенствует принцип неотвратимости наказания, когда мы знаем, что пройдет 10 лет или 20 лет, но все равно справедливость восторжествует. Справедливый суд может прийти не сразу, но он состоится обязательно. Этот принцип неотвратимости наказания также очень важен в отношениях.

Вы не должны прощать человека до тех пор, пока его суть не изменится. Но при этом ваши действия не должны основываться на мщении: «Ты сделал зло мне, и теперь я хочу отомстить. Я прощу тебя только после того, как отомщу». Эта позиция деструктивная, потому что мщению не будет конца. В средние века, да и сейчас кое-где, существует кровная месть. Семьи, целые кланы вырезали друг друга лишь из-за того, что один человек обидел другого. И потом эти семьи враждовали десятилетиями. Месть — чисто животная реакция. Нам нужно избавиться от нее, но помнить: «Я не прощу тебя до тех пор, пока твоя суть не изменится. Внутри я простил тебя, но снаружи я накладываю санкции, и до своего исправления мы не сможем общаться по-прежнему.»

Важно правильно применять принцип прощения. Если прощать все и сразу, то люди перестанут вас уважать. С другой стороны, если всем и за все мстить, быть внутренне вовлеченным в процесс мщения, то начнутся внутренние страдания. Внутренние страдания порождают непримиримые отношения с людьми. Но если внутренне простить, проявляя благожелательность и благонамеренность, люди будут чувствовать это и понимать, что вы хотите им добра.
Великодушие

Великодушие означает отсутствие зависти. Завистливый человек не может терпеть, когда другому хорошо. И если другому человеку хорошо, завистнику становится плохо. Только те люди становятся успешными на своем духовном пути, которые испытывают глубокое сострадание ко всем, испытывают боль вместе с неудачами и болью других существ и сияют, словно изумруды и рубины, сияют радостью вместе с победами и успехами других. Когда другим людям хорошо, вам нужно всегда радоваться их счастью, потому что зависть — это животное чувство, оно разлагает человека, способствует деградации, показывает духовную нищету. Если в семейных отношениях мужчина завидует женщине или женщина завидует мужчине, это разрушает семью. Шива сказал: «Если в разуме есть желание благополучия своего партнера, то даже шалаш из соломы превратится в золотой дворец».

Когда человек завидует другим, он становится неприятной личностью. Как научиться преодолевать зависть? Через великодушие. Великодушие нужно тренировать. Например, у вас есть два яблока. Одно яблоко червивое, второе хорошее. Какое яблоко вы предложите своему другу? Естественный инстинкт склоняет вас взять целое, хорошее яблоко. Но великодушие говорит: «Я хочу, чтобы ему было вкусно». Когда кому-то что-то удается, вам нужно думать: «Как здорово! Отлично, что у него получилось! Я рад за него!». Это психология успешного человека. У завистника менталитет неудачника. Человеку, который всегда радуется успехам других, приходит больше благ. Карма формируется таким образом, что он приобретает менталитет победителя и успешен в своей жизни.
Духовное поведение — это относиться к другим с состраданием и прийти на помощь при надобности
Может быть, с точки зрения немедленной практичности вы окажетесь в проигрыше, и ваше эго не почувствует удовлетворенности, но в длительной перспективе вы всегда выиграете. Своим поведением вы приобретете уважение других людей. А на уважении основываются любые отношения. Если нет уважения, отношения никогда не будут гармоничными.
Сдержанность в эмоциях и поведении

Мы часто поддаемся на провокации и выплескиваем гнев, не подумав и не найдя рациональное зерно в словах другого человека. Так возникает вражда. Если вы научились внутренне прощать, эта проблема решится. Но в большинстве случаев люди не умеют прощать и тащат на себе огромный груз старых обид. Поэтому важно хотя бы не создавать новые обиды. Из-за накопленных обид разрушаются семьи, дружба, портятся добрые отношения. И мы обижаем других в основном тогда, когда охвачены гневом. Поэтому нужен постоянный контроль над эмоциями и своим поведением. Ни темперамент, ни гневливость не должны вами управлять, а наоборот, вы должны управлять эмоциями.

В момент, когда эмоции затмевают рассудок, мы часто говорим то, о чем впоследствии жалеем. Поэтому очень важно вырабатывать уравновешенность и сдержанность. Как это можно сделать? Во-первых, с помощью медитации. Научно доказано, что во время медитации уменьшается выработка гормонов стресса в надпочечниках. При регулярной медитации человек все меньше и меньше подвержен гневу. Во-вторых, с помощью асан. Рекомендуется делать асаны на манипура-чакру. Засчет этого мы можем контролировать свой гнев.

Зачастую гнев рождается, когда вы слышите критику по отношению к себе. Если кто-то критикует вас, вам нужно проанализировать его слова. И если хоть доля истины есть в его словах, тогда вам нужно поблагодарить этого человека за то, что он вам сказал, потому что эта критика поможет вам стать лучше. Не имеет значения, кто вас критикует, друзья или враги. Всегда важно относиться к критике рационально. Многим может казаться, что, услышав критику в ваш адрес, люди утратят к вам уважение. Но это не так. Если вы способны принимать конструктивную критику, уважение к вам лишь вырастет. Потому что это поведение сильной личности, для которой амбиции менее важны, чем успех дела и положительные результаты. В книге «Ненасильственное общение» есть принцип: не слышать агрессии в словах другого человека. Воспринимать только рациональное зерно и стремиться понять то, что хотел донести до вас человек. Иными словами, важно, с одной стороны, не слышать агрессии, а, с другой стороны, не быть агрессором самому и постоянно прорабатывать контроль над эмоциями.
Следование своим идеалам

Это очень трудный принцип, но и очень духовный, показывающий, насколько человек зрелый. На его основе строятся все духовные взаимоотношения. Отношения важны, но есть ли что-то, что важнее, чем отношения? Если человек ставит любые отношения на пьедестал, и для него нет ничего важнее, чем они, он будет поддерживать даже неправильные для него отношения и от этого страдать. Что такое идеология? Идеалы — это набор принципов, которыми мы руководствуемся в жизни.
Идеалы йогина: «Цель моей жизни — освобождение духа и служении всем существам»
Если вы полностью приняли эти идеалы йогина, и жизнь поставила вас перед выбором — идеалы или отношения, что нужно выбрать? Каждый должен ответить для себя на этот вопрос. И в зависимости от того, что человек выберет, его будет ждать или стагнация и упадок, или действительно высокая и гармоничная связь с другим человеком. Если нет готовности пожертвовать всем ради принципов, тогда вами легко манипулировать. Но когда вы внутренне решили, что эти вещи незыблемы для вас, и вы никогда не поступитесь ими, вы сильны.

Часто бывает так, что люди, которые оставляют духовный путь под давлением со стороны, утрачивают свои идеалы и становятся опустошенными, одинокими, и теряют все, что имели. Но люди, твердо придерживающиеся идеалов, находят в ней поддержку в любое время. Окружающие их уважают за твердость, и сами себя они уважают гораздо больше, потому что поступают согласно своим принципам. Нужно быть готовым расстаться со всем, что у вас есть, но только для того, чтобы сохранить себя, свою совесть, свою целостность. И если человек однажды поступился самым главным для него, кто после этого будет относиться к нему серьезно?

Компромиссы, «распродажа» своих самых важных ценностей никогда не гарантирует устойчивости в отношениях. То, что твое, твоим и останется. То, что должно уйти, все равно уйдет от тебя. Поэтому нужно сохранять свои главные ценности, главные сокровища. Если вы себя не разменяете и останетесь целостными, вы сохраните свое внутреннее богатство, и люди будут тянуться к вам, как к магниту. Если следовать этому принципу, даже враги будут вас уважать.

Во время Второй Мировой войны, был герой, который целый день в одиночестве удерживал позиции. Он подорвал большое количество танков врага. И когда его все-таки взяли в плен, офицер армии противника выстроил своих солдат и сказал: «Если бы каждый из наших солдат так сражался, мы бы давно уже захватили весь мир». Офицер приказал своим солдатам дать оружейный залп в честь этого бойца. Благородство видно на любой стороне баррикад. Для того чтобы жить в окружении благородных людей, необходимо самому стать таким человеком.
Самоконтроль во всем

Самоконтроль во всем означает, что вы будете идти срединным путем, культивировать умеренность во всем. Например, есть не много и не мало, и ту пищу, которая хороша для тела и разума. Во всех поступках йогин должен стремится выбирать срединный путь, путь умеренности. И особенно это касается контроля над органами чувств и моторными органами.

У нас есть пять органов чувств и пять моторных органов. Органы чувств: уши (слух), кожа (осязание), глаза (зрение), язык (вкус) и нос (обоняние). Моторные органы: голосовой аппарат, руки, ноги, гениталии и анус. Эти органы как лошади, в которые запряжена карета тела. В этой карете сидит Душа. Вожжи кареты — это разум. Возница, который управляет лошадьми, — наша совесть. Для того, чтобы эта карета ехала в правильном направлении, все составляющие должны быть сильными, натренированными.

Необходимо контролировать органы чувств, потому что если у человека этого нет, он становится ненадежным, и его не уважает большинство людей. В Индии есть буйволы и быки. Если быка запрячь в повозку, он будет пахать, не отвлекаясь, а буйвол очень любит воду, поэтому, проходя мимо нее, он просто ляжет в воду и будет наслаждаться. Человек ведет себя подобно буйволу, который не контролирует свои органы чувств. Такому человеку нельзя поручать что-то серьезное, на него нельзя опереться. Даже если органы чувств тащат изо всех сил во что-то негативное, важно научиться не идти за ними: контролировать язык (не переедать), контролировать глаза (не смотреть бесполезные видео, рекламу и пр.), уши (не слушать бессодержательные разговоры и сплетни), нос (не нюхать неприятные запахи). Человек, который контролирует органы чувств, сам себе хозяин. В противном случае они управляют человеком. Один мудрец сказал: «Теми, кто не умеет управлять собой, управляют другие». Благодаря такой слабости человека им можно манипулировать, подкупить его или сбить с пути. Развитие контроля над органами чувств дает свободу и силу следовать совести, а также строить хорошие отношения с другими существами.

Итак, мы разобрали первые пять принципов духовной культуры: прощение, великодушие, постоянная сдержанность в эмоциях и поведении, следование своим идеалам, самоконтроль во всем. Эти принципы необходимо практиковать, чтобы развиваться в правильном направлении и формировать духовные отношения со всеми существами в нашем мире.


Продолжение следует....