Чем опасна адвайта?
«Просветление»
В последнее время в мире набирает популярность идея «просветления». Это тенденция обладает потенциальной опасностью для духовного искателя. Под «просветлением» понимается такое состояние ума, когда человеку кажется, что он «все понял». Чаще всего человек начинает считать себя «просветленным» после пережитого духовного опыта, на котором он зациклился и пребывает от этого в блаженстве. У человека возникает уверенность, что это и есть конечная цель духовной практики, что это и есть высшее Сознание, Бог.
Но на самом деле он всего лишь приоткрыл новую для себя грань реальности, но при этом перестал двигаться дальше, живя прошлым.

У человека формируется ограниченная концепция о высшем Сознании, и, следуя ей, он отвергает все остальные.
В мировых религиях есть описание явления «просветления». В христианстве оно называется «впадение в прелесть».
В йогической традиции нет целенаправленного стремления к «просветлению» — приобретению духовных опыта и переживаний, к обладанию абсолютным знанием.
Йоги стремятся к любви ко всем проявлениям высшего Сознания, желают доставить ему удовольствие. Они размышляют так: «Я хочу быть таким, каким ты хочешь меня видеть».

По сути нет разницы между «я хочу быть просветленным» и «я хочу мерседес». Обе эти мысли содержат в себе одну тенденцию — приобретение чего-то для удовлетворения эгоизма и амбиции, что противоречит духовности. Духовный путь идет «против шерсти», здесь полностью отвергается идея эгоистичного достижения и культивируется идея любви и преданности.
АДВАЙТА
и ее опасность для духовного искателя
Адвайта — это высшая стадия духовного пути.
Для ее достижения нужно пройти некоторые предшествующие стадии. Первая из них — шакта стадия. Духовный искатель приобретает силу и преодолевает страх, у него исчезают все низменные тенденции, такие, как вожделение, зависть, гордыня, слепая привязанность, жадность, гнев, стыд, сомнение, ненависть, лицемерие и другие.
Следующая стадия — вайшнава. На этом этапе человек испытывает блаженство, потому что больше не с чем и не с кем бороться, ведь все вокруг — высшее Сознание и его энергия.
Более высокие состояния - лилананда и нитьянанда, а самое высшее - адвайта — стадия единения с высшим Сознанием.





В чем же заключается опасность для духовного искателя, который начал духовный путь или только собирается на него встать, если он начнет думать, что прямо сейчас находится на стадии адвайты?

В том, что он находится в заблуждении. Чтобы достичь стадии адвайты, человек преодолевает длинный и сложный путь длиною в несколько жизней, в течение которых он выполняет духовную практику (садхану). Иногда, пройдя этот путь, человек понимает, что практики для него уже не важны, он всегда находился и находится в единстве с высшим Сознанием. И для достигшего истинного состояния адвайты опасность состоит в том, что когда он заявляет о своем «просветлении» ученикам и всем окружающим, он прекращает двигаться вперед в Богу.


Есть люди, у которых проявилась настоящая духовная жажда, но есть и те, кто хочет духовности и в тоже время не пытается менять себя, желая оставить свои привычки и амбиции. Поэтому, когда такой человек слышит от мастера в стадии адвайты, что духовные практики, принципы ямы и ниямы, дисциплина, самоконтроль не важны, он очаровывается этой идеей. И это становится поводом ничего не делать, просто жить, концентрироваться здесь и сейчас, в настоящем моменте времени. В таком случае человек никакой духовности не приобретает, она останется только на уровне умственной концепции. При этом вдохновение идеями «здесь и сейчас» само по себе, конечно, не является чем-то вредным, это одно из учений Шивы. Но оно не должно становиться поводом отказа от духовной практики. Чтобы полностью проникнуться идеями адвайты, необходимо начинать с самого простого, с азов — с духовной практики.

Еще одна опасная идея для духовного искателя, выражаемая мастерами в стадии адвайты: нужно слушать себя, свое внутреннее "я" и следовать ему.

Люди, ищущие простые пути, могут интерпретировать эту мысль как отказ от наставничества, от руководства Гуру. Слушать свое "я" очень важно, но без руководства опытного наставника отделить то, о чем говорит внутреннее "я", от голоса эго практически невозможно.

Три вещи должны сойтись вместе, чтобы человек пришел к истинному выводу и принял верное решение: голос внутреннего "я" (голос совести), слова Гуру и жизненный опыт.
Люди начинают слушать себя, но слышат свои амбиции, страхи и желания. Им это нравится, так как не приходится прикладывать никаких усилий. Они остаются в своей зоне комфорта, в своей самскаре. Выбор духовного пути всегда труден, и попытки сделать его вызывают большое внутреннее сопротивление со стороны эго. Эго выполняет функцию самосохранения личности, и ему для этого необходим какой-либо объект. В роли такого объекта может выступать и духовность. Поэтому без опытного наставника у человека нет практически никаких зацепок и возможностей, чтобы выйти за пределы своего разума и разорвать его оковы.
Важность Гуру на духовном пути
Гуру приходит к тем, кто жаждет духовности и в ком было сформировано желание освобождения. Гуру необходим каждому духовному искателю для продвижения по духовному пути. Большинству людей тяжело принять эту идею, потому что Гуру дает последовательность действий, и человек должен в точности их выполнять так, как сказал Гуру, чтобы достичь результатов. Только когда духовный искатель осознал, что он сам не в состоянии продвинуться дальше по духовному пути, он готов принять Гуру. Эта готовность означает, что человеку невозможно жить своим умом, и есть желание жить умом космическим.

Случается так, что после встречи с наставником человек отказывается от него, потому что начинают возникать трудности при движении по духовному пути. Настоящий мастер будет «ломать» эго своего ученика, устранять его дурные привычки и негативные тенденции ума. Чем сильнее Гуру, тем больше у него возможностей повлиять на ученика и выправить его разум. Люди часто ищут более легкие пути.



Настоящие, подлинные мастера никогда не говорят о своем «просветлении», потому что в этом нет необходимости. Для реализованного Гуру Вселенная — открытая книга: все, о чем бы он ни подумал, ему известно, ведь он един с высшим Сознанием. У реализованного мастера отсутствуют внутренние враги и под контролем внутренние оковы.

Если кто-то заявляет о себе как о «просветленном» мастере, он делает это только для повышения своего авторитета. То есть у него нет силы, чтобы заявить о себе своими действиями. Иногда такие мастера даже прибегают к демонстрации оккультных сил. Такое поведение человека говорят о том, что он действует от своего эго и будет внедрять в разум своих учеников и последователей эгоистичные идеи. Необходимо избегать таких учителей и не вестись на заявления об их просветленности.



Настоящий Гуру руководствуется следующим принципом:
необходимо вдохновлять вcе существа идти по духовному пути
Истинный Гуру показывает пример собственной жизнью, дает правильный посыл своим последователям. Духовные искатели правильно понимают все, что им нужно понять и чему нужно научиться. У реализованного мастера нет амбиций и желаний быть «просветленным».

Все идеи достижения просветления - проявление человеческого эгоизма.


~