Четыре способа
преодолеть зависть
Негативные внутренние чувства мешают человеку преуспевать во внешнем мире. Одним из них является зависть. Разум выходит из состояния равновесия, что препятствует адекватной реакции на происходящее.

Зависть вынуждает вступать в конфликтные взаимоотношения, развивает психологию неудачника, мешает учиться у других людей, перенимать их положительный опыт.
Вместо того, чтобы активно идти вперед, человек погружается в состояние статичности, в разуме начинает доминировать идея «все вокруг плохие, я один хороший».
Чувство зависти мешает медитировать, потому что даже если в момент медитации нет явного чувства зависти, в глубине разума остается негативная волна, из-за которой очень сложно прикоснутся к тонкому. Зависть и негативное мышление тесно взаимозависимы.

В "Йога-сутрах" Патанджали описал четыре способа, регулярная практика которых научит, как избавиться от зависти, заменяя негативное мышление позитивным. Практикуя их, разум человека постепенно станет чистым и сияющим.
Первый способ - майтри

Он означает, что нужно культивировать дружелюбие по отношению к счастливым, радостным людям.

Иногда бывает, что жизнерадостность, активность, успех и счастье другого человека вызывают в ком-то негативные эмоции и очень сильно его раздражают. Хорошей практикой станет возвышение разума, создание в нем позитивной волны с помощью мыслей: «Это мой друг. Я рад, что у него все хорошо. Я рад, что он счастлив, и у него все гладко. Он мой друг, он мой друг, он мой друг». Друг - значит «часть тебя». Это успокоит разум, раздражающий человек перестанет «цеплять».

Существует целая система практик-аффирмаций: культивировать дружелюбное отношение, стремиться охватить чувством заботы, любви и участия всех существ в этом мире. Например: «Я хочу, чтобы все были счастливы, я хочу, чтобы у всех все было хорошо».

Итак, если счастье и радость другого вызывают негатив, нужно культивировать майтри.
Вторая практика - каруна

Она означает сострадание. Например, у кого-то случились неприятности, и вы поймали себя на такой мысли: «А я говорил! Бог все видит! Так ему и надо! Он сам создал свои проблемы». То есть вместо сострадания вы проявили злорадство. Едкое, неприятное качество, уничтожающее, в том числе, способность к концентрации на идее медитации.

Сострадание - это сопереживание, которое можно взращивать в себе. Стоит спросить себя: «Хотел бы я сам оказаться в такой неприятной ситуации? Можно ли пожелать ее кому-то? Нет. Я не хочу, чтобы с кем-то произошло нечто подобное».

Хорошей практикой проявления сострадания может стать идея древней мантры, которой Гуру благословлял учеников:
Пусть все будут счастливы. Пусть все будут здоровы физически и психически. Пусть все видят во всем светлую сторону. И пусть никому не приходится преодолевать никакие трудности под давлением обстоятельств
Итак, для нейтрализации чувства «злой радости» чужим проблемам нужно взращивать каруну - сострадание.
Третья практика - мудита

Это всеобъемлющая радость, умение искренне радоваться благим поступкам, счастью и удаче других людей, успешных, обладающих выдающимися достоинствами и особым умением добиваться хороших результатов.

Зачастую по отношению к таким людям возникают мысли: «Конечно, ему ведь просто повезло, он этого не заслуживает». Вместо радости способностям человека появляется желание обвинить его в большом везении. Иногда людям действительно везет. И нельзя сказать, что если человек в чем-то хорош, то он идеален во всем. Но речь идет о привычке игнорировать достоинства человека и подчеркивать его недостатки.

Здесь очень важно вовремя вспомнить: о чем мы думаем, тем мы и становимся. Мы сами выбираем то, на чем заострять внимание. Нашей сутью могут стать злость, грех, ненависть - все те недостатки, на которых мы сконцентрированы в другом человеке. Но если мы видим в человеке успех, баланс, трудолюбие, упорство, эти качества поселяются в нашем разуме .

Практиковать мудиту нужно тогда, когда есть выбор - радоваться за успешного человека или сконцентрироваться на его промахах. В тот момент, когда получилось порадоваться, зависть «отпускает». Разум достигает баланса.
И последняя, четвертая практика -
упекша нам апунья

Если некоторые люди делают что-то плохое, им нельзя потворствовать, нужно противостоять их антисоциальным действиям. Однако внутри должно быть чувство невовлеченности в текущую ситуацию.

Какое бы зло ни совершил человек, ненависть и постоянный поток мыслей об этом выводит разум из равновесия и погружает в негатив.

Аффирмация здесь такая: «Внутренне я спокойно отношусь к тому, что совершил человек, но внешне я буду препятствовать его антиобщественному поведению и пресекать его».

Помните об этих практиках, они очищают разум. С таким разумом легко медитировать и реально достичь успеха в общественной жизни.
~